Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Челябинской области
Миасский государственный колледж искусства и культуры
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Челябинской области
Версия для слабовидящих
Хоровое творчество Б. Шестакова и хрестоматия по дирижированию и чтению хоровых партитур
<< Назад
Заказать:
+7 (3513) 55-50-33
Автор:
А.В. Гаврилюк
Категория:
Учебное пособие
Издательство:
Челябинская государственная академия культуры и искусств
Год:
2003
Цена:
200р.
Описание:

Статья Гаврилюк А.В. затрагивает актуальную проблему изучения творчества композиторов Южного Урала. Этот огромный пласт хоровой музыки еще не исследован в достаточной степени. Данная работа позволяет эскизно, но достаточно полно выявить место хоровой музыки в творчестве композиторов Башкирии.

Почему мы так почитаем все чужое?
Почему так несправедливы к самим себе?
Почему мы просим подаяния у чужих языков?
Словно нам стыдно говорить на своем родном?
Иоахим Дю Белле.

Музыка - прекрасный и особый мир! Он доступен тем, кто умеет слушать. В этом мире все, наша жизнь и наш край. Музыка Башкирии -это выраженная в звуках и образах духовная стихия башкирского народа. Она родилась и развивается вместе с ним, стала высокопрофессиональной.
Многие композиторы, получив образование в столичных высших учебных заведениях, приехали работать в Башкирию, сердцем и умом приняв ее народ, обычаи.
Так, Шестаков Борис Иванович, окончив Алма-Атинскую консерваторию, аспирантуру при Московской консерватории, уже 30 лет трудится в Уфимском Государственном институте искусств, совершенствуя свои знания, передавая молодым опыт.
Общеизвестно, что в Башкирии в 20-40 годы длительное время работали русские музыканты. Все видные башкирские музыканты получили образование, основанное на традициях русской школы. Долгое время творчество композиторов республики находилось под влиянием этих традиций.
В 20-х годах в Башкирии открываются новые школы, получают развитие клубное движение, фольклорные ансамбли, коллективы художественной самодеятельности.
При одной из уфимских общеобразовательных школ открываются музыкальные курсы, затем музыкальная школа, а в 1922 году на ее базе - музыкальный техникум. Первым ее директором стал Салтыков ИЛ. - талантливый музыкант, дирижер. Под его руководством формируется педагогический коллектив музыкального техникума.
В конце 30-годов открывается национальная башкирская студия при Московской консерватории.
Перед самой войной в Уфу прибыла целая группа русских композиторов. С этого времени началась практика композиторской помощи русских мастеров молодым башкирским музыкантам. Результатом такого сотрудничества стали первые национальные оперы Айхылу (Пейко Н.И. совместно с Вапеевым М.М.), Акбузат (Спа-давеккиа А.Э. совместно с Займовым Х.Ш.) и др. В 1941-42 годы жил в Башкирии Пейко Николай Иванович. Именно он делает свои первые самостоятельные шаги как композитор (опера Хакмар в соавторстве с Валеевым ММ).
В 1968 году открывается Уфимский Государственный институт искусств. Его педагогический состав формируется из выпускников столичных консерваторий (М. Фоменков, В. Стародубровский, Л. Стародубровская, Б. Ананьин, М. Авратинер, А. Сац и др. Методическую помощь оказывали В. Попов, А. Юрлов). Развивается композиторское творчество.
У самых истоков профессионального музыкального искусства в Башкирии стоял Антон Александрович Эйхенвальд (1875-1952). Родившись в Москве и получив прекрасное образование, он связывает свою жизнь с русской глубинкой и национальными окраинами. А. Эйхенвальд помогает развитию композиторского творчества, пропагандирует азиатскую музыку в России и за рубежом, он создал большое количество произведений разных жанров: это оперы (Степь, Мер-гэн, Ашкадар, Водяная фея и др.); 5 музыкальных комедий (Табачный капитан, Три-труа, Манекен и др.); балеты, кантаты, романсы и песни, обработки народных мелодий и другое.
Музыковедческое наследие представлено более чем тридцатью трудами: Учебник по истории музыки для народов востока, лекции по истории музыки, статьи, очерки и многое другое.
Родоначальником профессиональной башкирской композиторской школы считается Альмухаметов Газиз Салихович. Он родился в 1895 году в деревне Муранталово Стерлитамакского уезда Уфимской губернии. С 1914 года известен как певец-профессионал (тенор), гастролирует по республикам Средней Азии, Сибири, Поволжья. Активно участвует в музыкальной жизни Башкирии, один из организаторов Башкирского отделения при Московской государственной консерватории. Народный артист БАССР. Репрессирован в 1937 году, лишен жизни.
Его творческое наследие немногочисленно. Это 2 оперы в рукописях Сания. Эпсе, торжественный марш для симфонического оркестра, вокальные произведения (Зловещий ветер, Лодки, На смерть Маяковскою и др.).
В кагорту старейшин композиторов Башкирии входят: Ахметов Х.Ф., Займов Х.Ш., Ибрагимов Ш.Ш., Исмагилов З.Г., Кульборисов Ш.З., Муртазин Р.А,, Сабиов Н.Г., Сальманов Р.В. Все они являются выпускниками Московской консерватории по классу композиции, а некоторые из них еще и по классу пения или хорового дирижирования.
Их творчество богато и разнообразно - это и оперные спектакли, балеты, симфонические произведения камерно-инструментальные, вокальные и хоровые произведения.
Особенно хочется выделить композиторов, в творческом наследии которых вокально-хоровые произведения занимают значительное место.
Ахметов Хусаин Файзулович (1914 г.р.) - автор 4-х опер, триптиха для хора a capella Герои Великой Отечественной войны, вокальные и хоровые произведения на стихи башкирских поэтов, цикл для хора a capella Сельская молодежь, баллады для хора a capella У могилы неизвестного солдата и др.
Жизненный и творческий путь композитора X. Ахметова тесно связан с культурной жизнью республики. Его творческий путь своеобразен и сложен. В 1932 году, обучаясь в студии при Московской консерватории по классу сольного пения, он начал писать свои первые музыкальные произведения. Они привели X. Ахметова в 1936г. на композиторское отделение. Учеба, прерванная войной, участником которой был и сам X. Ахметов, была завершена в 1946 году. Занимался X. Ахметов в классах Ю. Яцевича и АН. Александрова. Творчество композитора протекало очень активно. Оно обширно и разнообразно по жанрам, что характеризует богатство интересов и стремлений композитора
Для произведений X. Ахметова характерны эпичность, широта и распевность мелодического дыхания присущие башкирским протяжным песням.
Наибольшее место занимают в творчестве X. Ахметова камерно-вокальная лирика и хоровые произведения. Сам, будучи одаренным певцом, он хорошо чувствует закономерности естественного построения вокальной линии, умело учитывает особенности национальной исполнительской манеры.
В репертуаре башкирских хоровых коллективов и певцов-исполнителей немало произведений X. Ахметова. Это, прежде всего, хоры Река Белая, Салават, Уралэм, романсы Урал в тиши ночей, У моря, К тебе стремится сердце и др.
Рафик Вафич Сальманов родился в 1917 году. Музыкальное образование получил в национальной студии при Московской консерватории. Первые творческие опыты Р. Сальманова относятся к периоду его работы руководителем самодеятельности в городе Ишимбае. Созданные в этот период песни Р. Сальманова получают одобрение композиторов республики 3. Исмагилова, X. Ахметова, Р. Муртазина и по их ходатайству он направляется учиться в Москву. Многие вокальные произведения созданы в студенческие годы: Песня зари, Цветы сирени, Ищу тебя, Девушки нашего села, Весенняя песня и др.
После учебы Р. Сальманов возвращается в Уфу, где работает музыкальным редактором, создает новые произведения в различных жанрах.
Особенно заметны успехи Р. Сальманова в области жанра песни и романса, известна в республике его кантата Золотая долина.
Кантата написана в 4-х частях на стихи башкирского поэта К. Даяна В ней отчетливо видны характерные черты творческой индивидуальности композитора Мелодическое дарование проявилось в выборе тематического материала Неизменно ощущается в кантате связь с башкирской народной музыкой, тяготением к простым песенным формам и мелодическому варьированию, как основному приему развития музыкального материала и построения формы.
Значительной работой автора можно считать обработки 10 башкирских народных песен для хора без сопровождения. Все эти песни отличаются друг от друга тематически Салават - национальный герой, Азамат и Хажигали - об удалых и смелых богатырях своего времени, Туеляс - воспевание красоты природы, Буланый конь и Иноходец - о башкирских скакунах. Шуточные песни: Ясы гул, Пуговицы, Санай и Шаль вязала.
Рауф Ахметович Муртазин родился в 1910 году в деревне Темясово Баймакского района БАССР. В 1947 году окончил студию при Московской государственной консерватории по классу композиции В. Белого. С этого времени началась его творческая деятельность в области башкирской музыки.
Образцовыми в смысле органического сочетания башкирской национальной мелодии и интересной, полнозвучной гармонической ткани можно считать хороводную Колхозная земля, протяжную лирическую Агымсу (Текучая вода), шуточную Так и сяк.
Яркая национальная основа определяет оригинальное песенное и романсное творчество композитора. Оно обширно по темам, сюжетам, образам, но преобладающей является тема гражданской лирики.
Впервые ярко прозвучала она у Р. Муртазина в песне Туган иль (Родина) на стихи поэта Мударисова. Р. Муртазин автор двух опер
Азат и Иргиз...

Открыть меню