Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Челябинской области
Миасский государственный колледж искусства и культуры
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Челябинской области
Версия для слабовидящих
Культура города Миасса последних десятилетий ХХ века (по материалам городских газет 1980-1990 гг.)
<< Назад
29.02.2012

Оригинал

Музыкальная критика и журналистика, являясь проводником в мир искусства, быстро улавливают общественные изменения и чутко реализуют информационно-коммуникативные и ценностно-регулятивные функции. Слушая пульс жизни, всегда соответствуя явлениям о которых судят, журналистские публикации становятся своеобразным «осознанием действительности». Тем самым, как сильный механизм управления в сложной коммуникативной системе функционирования искусства, критика всегда влияет на культуру в целом. «Почетнейшая задача критики, – отмечает Е.Ф. Бронфин, – материализовать, облечь в словесную форму эманацию мысли, исходящую из произведения искусства, создать вокруг него интеллектуальное ”поле” и тем раскрыть весь его идейно-этический потенциал. Но художественное произведение источает и огромный заряд эмоциональной энергии. Подключить к нему читателя, зрителя, слушателя – также дело критики» [1, с. 21]. Определяя «степень совершенства», печатная музыкально-журналистская информация выступает в качестве важного элемента, отвечающего за производство и потребление социокультурных ценностей, помогающего слушателю преодолеть трудности эстетического познания.

Газеты провинциальных городов всегда играли большую роль в формировании общекультурного уровня граждан. В процессах приобщения к музыке широких слоёв населения и сохранения музыкально-исторических ценностей, роль публикаций неоценима, так как детальное отражение совокупности всех фактов и событий культурной жизни города (присущее печатным изданиям) направляет на осмысление реальной оценки его «культурного лица». Городская пресса1, наиболее близкая к читательской аудитории, всегда учитывала особенности социальных и профессиональных групп, анализировала общие проблемы, важные для населения и формировала художественно-эстетические взгляды. К концу ХХ века культурные запросы и уровень художественных вкусов слушателей необычайно возрос. Закономерным становится и пристальное внимание прессы к «событиям» в культурной жизни города.

Музыкальная жизнь города Миасса последних двух десятилетий ХХ века была насыщенна концертами, творческими встречами с исполнителями из разных городов страны2. В городе работал Университет музыкального воспитания молодежи, проводились фестивали хоровых коллективов, песни «Подснежник», «Уральские зори», «Мастера искусств – Южному Уралу», «Праздник искусств». На гастроли приезжали Челябинский оперный театр, артисты областной филармонии. На каждом предприятии города, в профессионально-технических училищах, образовательных школах были созданы хоровые коллективы, инструментальные ансамбли, оркестры духовых инструментов и народных инструментов. Работали детские студии и оркестры при домах и дворцах культуры3. Однако, центром музыкальной культуры в период 1980-1999 гг. становится музыкальное училище [6]. Сплоченный, творческий коллектив преподавателей училища, понимая требования культуры, развернул подлинно перспективный «творческий поиск» в процессе понимания истинных критериев искусства. В газете печатались статьи, рецензии, интервью, творческие отчеты преподавателей всех отделений. Ю.Г. Писаренко в своих очерках4 отразил рождение симфонического оркестра училища. Отмечая удивительную слаженность струнной группы, хороший ансамбль духовиков в статье «Миасский симфонический» автор отмечает: «Сегодняшнее звучание – слаженное, живое увлекательное – дало возможность еще раз с большим удовлетворением услышать наиболее значительные творения Баха, И. Мысливичека.<…> Пожелаем дирижеру Б. Г. Чагину и всем кто ему помогает, успеха в этом деле». [7]. Преподаватели хорового отделения Т.С. Логинова, Ю.А. Пастухов, В. Г. Христофорова, Л.К. Архапчева, являясь членами городского жюри конкурсов художественной самодеятельности, анализируя проблемы, в своих статьях отражали развитие хорового искусства коллективов. Статьи В. М. Синько, А.Н. Ефимова, Б.Г. Чагина, Г. А. Лузина, В. А. Калинина интересно, доступно информировали горожан о концертах, где звучали русские народные и духовые инструменты. Большую просветительскую работу вели преподаватели теоретического отделения: Л. Л. Елсукова5, Л. Э. Вебер, В. В. Киреева, Р.Н. Камалеева. О.Н. Сычева, Г.В. Никитина. В училище проводились тематические музыкальные «среды», программы абонементов, разработан в содружестве с самодеятельными артистами (Г. Хворост, А. Овчинниковым, С. Солодовой) цикл бесед «Вечер русского романса», создан клуб любителей музыки «Музыкальный салон» при библиотеке УралАЗ (Л.М. Чиркова и М. А. Носова). Пропагандируя искусство разных стилей прошлых эпох, авторы журналистских корреспонденций открывали для слушателей и музыку композиторов современников. «Много радости доставила миасским любителям музыки игра эстонских пианистов Н. Саккос и Т. Пеяске. – отмечает В. Киреева – очень понравились слушателям два произведения двух композиторов. Пишущих для этого дуэта: соната М. Куульберга и сюита А. Пыльдмяе, созданная под впечатлением путешествия по старинным французским замкам»[5].

Имя Б.Г. Чагина в Миассе всегда ассоциируется с городской филармонией. Работая с 1979 года в музыкальном училище, своим новаторским подходом заражая других, он противился шаблону и скуке в системе музыкального образования, стремился и подталкивал коллег к более полной самоотдаче в работе, к повышению профессиональности. В декабре 1990 года по инициативе музыканта был создан муниципальный оркестр русских народных инструментов6. В интервью городской газете дирижер отмечает: «Желание заниматься концертной деятельность было у многих, но время внесло корректировки. Немногие за просто так соглашались играть для публики. И всё же коллектив стал складываться. В кратчайшее время оркестр сформировался, мы быстро подготовили программу и успешно дебютировали7. А дальше как на одном дыхании – концерт за концертом»[8].

Создав городской камерный оркестр8, музыкант не успокоился и охотно откликнулся на предложение организовать в городе детскую филармонию. И вот вместе с Л. Вебер готовит одно занятие за другим. Полный зал «разновозрастной ребятни» с интересом и даже восторгом слушал оркестр, который играл отрывки из произведений по тщательно продуманному сценарию. В 1993 г. в Миассе при активном преподавателя участии открылась и городская филармония9. Газета «Глагол»10 поместила материал о первом концерте на первой странице: « В минувшую пятницу в конференц-зале административного здания, где днем раньше гремели дебаты народных избранников. Состоялось поистине историческое событие. Прошел первый концерт Миасской филармонии. В течение полутора часов элита городской интеллигенции, до отказа заполнившая зал, пребывала наедине с прекрасной музыкой в исполнении трех известных у нас. <…> При виде такого количества одухотворенных лиц понимаешь, насколько же высок потенциал нашего города» [2]. Музыканты города с нетерпением ждали дня, когда объединят творческие силы «под крышей» филармонии. Этот день стал настоящим смотром талантов и лучших работ музыкальных коллективов. Зал был полон. Во время концерта у подлинных ценителей музыки не проходило ощущение праздника».

Каждый филармонический концерт был культурным событием, как для музыкантов города, так и для неискушенного слушателя. А. Старков в статье «Баяна глубина и нежность» констатирует: «Среди музыкальных слушателей было немало музыкантов, но больше всего – простых «потребителей» музыки, не искушенных в ее тонкостях, но охочих до хорошего исполнения, до богатых мелодий, до всего, на чем могут отдохнуть слух и душа. Если включение в программу городской филармонии таких концертов, таких коллективов будет продолжаться, это обогатит музыкальные вечера, приохотит к ним еще больше слушателей, даст самой филармонии возможность маневра» [10]. Программы концертов были насыщенными, интересными. Слушатели за годы «эпохи» Чагина услышали известные классические, джазовые произведения, а так же и те, которые раньше не звучали с концертной площадки: Ф. Пуленка, А. Г. Шнитке, Д. Д. Шостаковича11, Дж. Гершвина, С.С. Прокофьева, В. Ф. Гридина, И. Андерссона, Е. П. Дербенко, Г. П. Дмитриева, авторскую12… С.С. Эпштейн13 в своей статье-отклике подчеркивает: «музыка буквально захватила зал, и солистке вместе с оркестром не оставалось ничего другого, как сыграть фрагмент на» бис». Всего часовой концерт, а сколько музыкальных страстей. Впечатлений… - Ну когда вы еще в Миассе слышали Прокофьева? – да столько и такого Прокофьева – еще никогда.<…> И это надо записать в историю музыкальной жизни города. Публика любит серьезную музыку»[11]. За 7 лет своего существования филармония дала сотни концертов на различных площадках города и области14. Часто участниками концерта были гости, приглашенные коллективы и солисты из других городов15.Каждый автор16 публикаций, подчеркивая значимость этих концертов, не мог представить жизни города без них. Ведь сформировался «пласт» слушателей, а Маэстро стал «добрым и талантливым проводником в мир волшебных звуков» [9].

В преддверии ХХ века в своем интервью композитор, директор муниципальной филармонии, мечтая о создании киноконцертного комплекса в Миассе, говорит: «Надо чтоб в нем работали и филармония, драматический театр, оперная группа, гостиница для приезжих артистов. Чудо! Ведь на «проклятом» Западе в таком городе, как наш, обязательно есть театр! Увы, когда это будет и доживем ли?» [4].

Музыкальная критика и журналистика городских печатных изданий отразили явления культуры города и самой музыки последних двух десятилетий ХХ века, отметив возросший духовный потенциал городского слушателя. Журналистские публикации преподавателей музыкального училища и корреспондентов газет стали своеобразным «пульсом жизни и осознанием действительности» [4].

Воспитывая художественно-эстетические предпочтения слушателей концертов, газетные публикации сформировали требовательный «пласт» ценителей музыкального искусства. Фиксирование работы миасской филармонии способствовало расширению кругозора, повышению культурного уровня горожан17. Благодаря отражению совокупности всех фактов и событий культурной жизни города, даётся реальная оценка его «культурного лица». Искусство и критика – естественные спутники реального мира и всегда соответственны явлениям современности. У них своя атмосфера, свои притяжения, свои полюса. «Ценность таких материалов – отмечает Л.С. Генина - не только в фиксации самих событий, но и в создании устойчивого резонанса на концертную деятельность, отраженного в критических оценках достижений и проблем, в выявлении талантливых имен [3]. Роль критики трудно переоценить, способствуя развитию и распространению музыкального искусства, городская газета стала рупором музыкальных духовно-эстетических ориентиров.

Преподаватель МГКИиК,
аспирант ЧГАКИ
Евсикова И.А.

Открыть меню