Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Челябинской области
Миасский государственный колледж искусства и культуры
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Челябинской области
Версия для слабовидящих
Китайская живопись: дамы и веера
<< Назад
15.06.2015

10 июня в нашем колледже состоялась очередная творческая встреча с Тамарой Лагуновой. В этот раз Тамара Владимировна порадовала нас китайской живописью и веерами.

Китайская живопись

Живопись Китая - важная часть традиционной китайской культуры и бесценное сокровище китайской нации, она имеет долгую историю и славные традиции в области мировых искусств, восходит к периоду неолита (5-3 тыс. лет до н.э.)

Китайская живопись и китайская каллиграфия тесно связаны, потому что в обоих видах искусства используются линии. Линиями художник рисует не только контуры, но выражает свои чувства. Линии могут быть прямыми или изогнутыми, твердыми или мягкими, толстыми или тонкими, бледными или темными, и краска может быть сухим или текущей. Использование линий и штрихов является одним из элементов, которые наделяют китайскую живопись своими уникальными качествами.

Традиционная китайская живопись представляет собой сочетание в одной картине несколько искусств - поэзии, каллиграфии, живописи, гравировки и печати. В древние времена большинство художников были поэтами и мастерами каллиграфии.

Для китайцев "Живопись в поэзии и поэзия в живописи" была одним из критериев прекрасных произведений искусства. Надписи и оттиски печатей помогали объяснить идеи художника и его настроения, а также добавить декоративной красоты в живопись. Художники Древнего Китая часто изображали сосны, бамбук и сливы, к рисункам делали надписи: "примерное поведение и благородство характера". Таким образом, картины были призваны воплощать характер человека.

Дамы

Женская тема - извечная тема живописи как в Китае, так и за рубежом. Испокон веков художники преклонялись перед красотой женского облика и фигуры и старались передать их живописными средствами. В китайской живописи значительное место занимают картины, изображающие образованных женщин, принадлежащих к высшему свету, хотя эта тема в разные эпохи трактовалась по-разному. На картинах Танской эпохи, когда царили вольные нравы и женщина пользовалась известной свободой, преобладают пышнотелые матроны с выражением спокойного достоинства; в династии Мин (1368-1644) и Цин (1644-1911) по мере усиления домостроевских устоев женщины были низведены до положения рабынь и на картинах этого периода они выглядят худосочными, болезненными созданиями.

Веера

Веерами люди пользуются с давних времен, а в Китае веер до сих пор не утратил своей популярности. В этой стране веера можно увидеть не только у женщин, но и у мужчин. Веера используются не только как украшение, но и как средство защиты от недоброжелательных людей. Китайские учителя утверждают, что веер служит своеобразной ширмой и отгоняет от своего обладателя враждебную энергию Ци.

Веер считается талисманом вечной жизни. Еще в древнем Китае бессмертный даосс Чжун Лиоань своим веером воскрешал умерших. Первые сведения о появлении веера в Китае относятся к VIII—II векам до нашей эры. Это были своеобразные опахала с деревянной ручкой и перьями. Со временем этот предмет совершенствовался, появлялись разные виды вееров: на ручке в рамке натянутые овальные или круглые полотна из тонкой специальной бумаги, различных материалов, а также веера из тростника, лотоса.

В императорском дворце веера украшались шёлковыми вышивками — картинками, каллиграфией. И наконец — опахала-веера были привезены в подарок японскому императору и так пришлись ко двору, что вскоре вся знать уже пользовалась этим удобным изысканным предметом.

Японские мастера совершенствовали формы, и создали, в результате, складной веер из деревянных обструганных дощечек и складывающихся в гармошку полукругом специальной прочной бумаги. Они назывались сэнсу. И вот уже в 988 году теперь уже японские монахи дарят императору Китая династии Северная Сун два веера в виде летучей мыши и двадцать других разнообразных красочных складных вееров. Веер играет в важную роль японском театре Кабуки и традиционном танце. Исполнители нихон-май (японский танец) используют особые танцевальные складные веера май-о?ги, более прочные, чем обычные, а также круглые веера утива. Веер использовался и как оружие (например, гумбай).

Творчество Тамары Лагуновой пронизано своим отношением к искусству Китая, имеет свой почерк и самобытность. Тамара Владимировна прочитала китайские стихи Николая Гумилёва, провела мастер-класс по пошиву японской куклы сарубобо. Все участники встречи слушали фортепианную музыку в исполнении студенток отделения «Хоровое дирижирование». Фортепианные произведения были далеки от китайской живописи, но совместное творчество музыкантов и художника соединилось в невероятную гармонию.

И вот мне приснилось, что сердце моё не болит,
Оно — колокольчик фарфоровый в жёлтом Китае
На пагоде пёстрой... Висит и приветно звенит,
В эмалевом небе дразня журавлиные стаи.
А тихая девушка в платье из красных шелков,
Где золотом вышиты осы, цветы и драконы,
С поджатыми ножками смотрит без мыслей и снов,
Внимательно слушая лёгкие, лёгкие звоны. (Н.Гумилёв)

Н.М. Ролина

Обсудить на форуме

Открыть меню