Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Челябинской области
Миасский государственный колледж искусства и культуры
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Челябинской области
Версия для слабовидящих
Гений русской музыки
<< Назад
12.11.2018

И вот, когда-нибудь весна опять разбудит
И от оков воздвигнет мир живой,
но час пробьет. Меня — среди живых не будет,
Я встречу, как и все, черёд свой роковой.

Что будет там?.. Куда, в час смерти окрылённый,
Мой дух, веленью вняв, беззвучно воспарит?
Ответа нет! Молчи, мой ум неугомонный,
Тебе не разгадать, чем вечность нас дарит.

Но, как природа вся, мы, жаждой жить влекомы,
Зовём тебя и ждём, красавица весна!
Нам радости земли так близки, так знакомы, —
Зияющая пасть могилы так темна!

П.И. Чайковский, 1878 г.

Деньпамятивеликого русского композитора Петра ИльичаЧайковского (7 мая 1840 – 6 ноября 1893)отметилиобширной концертной программой не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в регионах. По всей Свердловской области и в муниципальных учреждениях культуры Екатеринбурга прошла культурно-просветительская акция, посвященная творчеству Петра Ильича Чайковского, – дань памяти и уважения великому композитору, судьба которого неразрывно связана с Уралом. На Урале семья Чайковских прожила с 1849 по 1852 годы в Алапаевске, где отец композитора служил управляющим заводов. Из Алапаевска десятилетнего Петра увезли в Санкт-Петербург, где он поступил в Училище правоведения. Исследователи наследия великого композитора отмечают тесную связь музыкальных образов в его произведениях с впечатлениями, полученными Чайковским в детстве на Урале.

9 ноября 2018 года и в Большом концертном зале Миасского колледжа искусства и культуры прошёл вечер памяти Петра Ильича Чайковского, на котором звучала музыка великого мастера: романсы, фортепианные сочинения и переложения для фортепиано в четыре руки, произведения для хора. Слушателями были не только музыканты – преподаватели и студенты колледжа, но и просто поклонники классической музыки, постоянно посещающие наши мероприятия. Его начало возвестил «Марш из балета «Щелкунчик» в исполнении преподавателя, председателя ПЦК «Фортепиано» Татьяны Бориной. Во вступительном сообщении ведущая концерта преподаватель, председатель ПЦК «Музыкально-теоретические дисциплины» Роза Нурулловна Камалеева напомнила основные события непродолжительной жизни композитора.

Способности к музыке проявились у Чайковского рано: в четыре года он начал играть на фортепиано, а в восемь лет читал ноты и записывал свои музыкальные впечатления. Но первые учителя Чайковского в училище правоведения в Петербурге посчитали его посредственным музыкантом. Он выучился на юриста и даже несколько лет проработал в Департаменте юстиции. Только в 21 год Чайковский решил заняться музыкой серьёзно, поступив в музыкальные классы при Русском музыкальном обществе. Через год классы были реорганизованы в первую в России консерваторию. Учителем его, оказавшим огромное влияние на всё его будущее, стал знаменитый пианист и композитор Антон Григорьевич Рубинштейн, основатель консерватории в Петербурге. Именно он повлиял на окончательный выбор Чайковским своего жизненного пути – стать профессиональным музыкантом. Известно, что родной дядя будущего великого композитора с горечью заявил: «Петя, какой позор! Променял юриспруденцию на дудку!».

После блестящего окончания Петербургской консерватории по приглашению Николая Григорьевича Рубинштейна он становится преподавателем в недавно открывшейся Московской консерватории. Активно участвуя в музыкальной жизни Москвы, Чайковский регулярно выступал в печати в качестве музыкального критика, работал музыкальным рецензентом газет, параллельно занимаясь сочинением музыки.

В «вокальном блоке» концерта прозвучали пять романсов на тексты авторов, чья поэзия особенно увлекала композитора: Алексея Константиновича Толстого, Афанасия Фета, Алексея Апухтина. Романс «Слеза дрожит» исполнил Дмитрий Третьяков, это – успешный дебют солиста в нашем зале. Тонкий, нежный, подёрнутый дымкой вальса романс «Средь шумного бала» прозвучал в исполнении преподавателя Ольги Красноярцевой. Концертмейстерами вокалистов выступили студенты: Мария Ефимова и Аида Юсупова.

Высокое профессиональное мастерство и опыт совместных выступлений продемонстрировали Ольга Красноярцева и концертмейстер Галина Курдина, исполнив совершенно противоположные по настроению и содержанию романсы: наполненный страстным порывом, душевным восторгом «Уноси моё сердце» и «Ночи безумные» – одинокие среди ночного безмолвия размышления и сожаления о былом и безвозвратно ушедшем. Вокальный «блок» завершила чудесная детская песенка «Мой Лизочек», также исполненная Ольгой Красноярцевой (концертмейстер – студентка Татьяна Комлева).

Большой популярностью пользовались у современников фортепианные сочинения Чайковского. Многие из этих пьес заняли прочное место и на концертной эстраде, и в повседневном быту, став достоянием домашнего музицирования. Две миниатюры в типичных для романтического пианизма жанрах исполнили второкурсницы Анжелика Гусакова и Мария Ефимова. Это – «Романс» оп.5, посвященный мадемуазель Дезирé Артó, французской певице (сопрано, ученице знаменитой Полины Виардо), нежные чувства к которой П.И. Чайковский пронёс до конца жизни, и «Ноктюрн до-диез-минор».

Немыслимо представить домашнее музицирование без танцевальных жанров, опоэтизированных композиторами-романтиками и освобождённых от своего первоначального прикладного значения. Чайковскому принадлежит целая серия разнообразных по характеру фортепианных вальсов, вальсовые эпизоды встречаются и в его крупных произведениях – симфонических и театральных. В переложении для фортепиано в четыре руки прозвучал Вальс из «Серенады для струнного оркестра», исполненный Анжеликой Гусаковой и Марией Ефимовой. В исполнении фортепианного ансамбля двух Татьян, Бухаровой и Комлевой, прозвучал Неаполитанский танец из балета «Лебединое озеро».

Говоря о фортепианном наследии П.И. Чайковского, невозможно пройти мимо двух циклов, каждый из которых объединён общим замыслом. Это – «Детский альбом» и «Времена года». Написанию первого цикла примером послужил «Альбом для юношества» Роберта Шумана. Можно сказать, что «Чайковский стал родоначальником фортепианной музыки для детей в России и до сих пор, пожалуй, никому не удалось так гармонично и, ярко проявить себя в этом жанре» (Е.И. Захаренкова). Пьесу «Марш деревянных солдатиков» исполнила Рита Матюшко.

Идея фортепианного цикла «Времена года» и заглавия пьес принадлежали Николаю Матвеевичу Бернарду, издателю журнала «Нувеллист», с которым Петр Ильич сотрудничал с 1873 года. При издании каждая из двенадцати пьес получила поэтический эпиграф, по-видимому, также по инициативе Бернарда. В концерте прозвучали «самые русские» пьесы: «Февраль. Масленица» в исполнении Татьяны Бухаровой и «Ноябрь. На тройке» в исполнении Дарьи Пятковой.

Кульминацией фортепианного «блока» концерта явилась масштабная концертно-виртуозная пьеса «Думка. Сцены из русской жизни» - произведение, которое сверх века входит в репертуары выдающихся пианистов прошлого и современности. В нашем концерте «Думку» блестяще исполнила Татьяна Борина.

Чайковский сказал однажды, что пишет музыку или из внутренней потребности, или из-за внешнего побуждения: по просьбе друга, исполнителя, или издателя. Его фортепьянная «Думка» написана зимой 1886 по просьбе парижского издателя своих сочинений Феликса Маккара и посвящена автором Антуану Мармонтелю – французскому пианисту, профессору Парижской консерватории, учениками которого были Жорж Бизе, Клод Дебюсси, Маргерит Лонг и многие другие знаменитые музыканты.

В марте 1883 года 43-летний Чайковский, уже всемирно признанный композитор, автор многих сочинений разных жанров, высоко ценимый при дворе, получил заказ на кантату к торжественной коронации императора Александра III. Текст, связанный с историей Москвы и судьбами России, был написан маститым Аполлоном Майковым. Из шести номеров кантаты наиболее популярно «Ариозо Воина» для меццо-сопрано. В нашем концерте глубоко выразительное с распевной мелодией удивительно широкого диапазона Ариозо прозвучало в тембре духового инструмента – трубы. Исполнители – преподаватель, заместитель директора МГКИиК по учебной работе Андрей Соловьёв (труба) и студентка Ольга Марценюк (партия фортепиано).
Концерт памяти П.И. Чайковского завершал академический хор колледжа под управлением Сергея Чуканова. Был исполнен пасторальный лирический хор девушек из оперы «Орлеанская дева» (концертмейстер Ольга Кочурова) и a’Capell’ный хор «Без поры да без времени», выдержанный в народном духе, на текст Николая Цыганова.

Отдельно стоит сказать о тщательно подобранном слайд-шоу, иллюстрировавшем портретом каждую личность, названную в рассказе ведущей, пейзажем или жанровой картинкой – каждое звучащее произведение. Предваряя исполнение произведений Чайковского, Р.Н. Камалеева отмечала некоторые наиболее важные особенности их образного строя, жанра, формы, что помогало восприятию музыки слушателями.
Жизнь П.И. Чайковского – образец непрерывного, настойчивого труда. Известно его высказывание: «Вдохновение – это такая гостья, которая не любит посещать ленивых. Она является к тем, которые призывают её».

Уверены, что дни музыки П.И. Чайковского станут в колледже традицией.

Р.Н. Камалеева

Открыть меню